Луньюй, 1:10
разные переводы Цзы-цинь спрашивал у Цзы-гуна: «Когда Философ (Конфуций) приходил в это (или другое, т. е. какое-нибудь) владение, то непременно (везде) слышал (или получал сведения) о его правлении; просил ли он (рассказать кого об этом, Т. е. задавал ли он вопросы) и давали ли ему на это ответы?» Цзы-гун отвечал: «(Кон) фу-цзы приобретал (сведения о правлении) своей тихостью, откровенностью, вежливостью (почтительностью), умением держать себя в границах и скромностью. Расспросы Конфуция не должны ли разниться от расспросов других людей!»
(Перевод В. П. Васильева)
Цзы-цинь спросил у Цзы-гуна: «Философ, прибыв в известное государство, непременно собирал сведения об его управлении. Домогался ли он этого, или же ему сообщали их?» Цзы-гун отвечал: «Философ приобретал их благодаря своей любезности, прямоте, почтительности, скромности и уступчивости. Не отличался ли его способ собирания их от способа других людей?»
(Перевод П. С. Попова)
Цзы-цинь спросил Цзы-гуна: «Когда учитель прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется. Он сам спрашивал об этом или же ему рассказывали?» Цзы-гун ответил: «Учитель был мягок, доброжелателен, учтив, бережлив, уступчив и благодаря этому узнавал [об управлении]. Он добивался этого не так, как другие».
(Перевод В. А. Кривцова)
Цзыцинь спросил Цзыгуна: "В какой бы стране Учитель ни был, он всегда знает о делах ее правления. Он сам ищет эти сведения или ему их дают?" Цзыгун ответил: "Учитель получает их благодаря тому, что ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив. Не отличается ли он в том, как их ищет, от других людей?"
(Перевод И. И. Семененко)
Цзыцинь спросил у Цзыгуна: "Учитель, пребывая в какое-либо царство, непременно узнавал о принципах его управления. [Он] спрашивал об этом, или же ему это давалось само?" Цзыгун ответил: "Учителю это давалось благодаря тому, что он был мягок, добр, вежлив, скромен и уступчив. То, как это узнавал Учитель, во всем отлично от того, как это узнают другие, не так ли?!"
(Перевод А. Е. Лукьянова)
Одно из правил разведки: осведомленность о делах того, кто правит (и может быть ответственным)
должна быть. Способы же добычи информации могут быть различными. Значимым элементом большинства способов философы признают соблюдение правил поведения в обществе и законов страны пребывания (а также неприметность и ненавязчивость

). "В Риме будь римлянином."